Внимание!!!

Для оценки условий оказания услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке



Уважаемые зрители театра, приобретайте билеты заранее!

Пожалуйста, не забы­вайте о рекомендуемой категории зрителя!

Ознакомиться с порядком предоставления льгот при покупке билетов отдельным категориям граждан можно тут.




Каждое место в зри­тельном зале рассчита­но на 1 зрителя, взрос­лого или детского возраста.

Кресла-трансформеры позволяют сидеть ре­бёнку выше и смотреть спектакль на уровне глаз взрослого зрителя.

Часы работы кассы

Вторник-Пятница:

10 00 — 18 00

Суббота-Воскресенье:

10 00 — 15 00


Перерыв на обед в будние дни:
14 00 — 15 00


Выходной день:

ПОНЕДЕЛЬНИК


Телефон:

(4722)26-72-93

Мнение зрителей

Друзья

19 марта 2013г.

Международный день кукольника, 2013

21 марта во всем мире отмечают Международный день кукольника, который призван чествовать и прославлять кукольные театры всего мира и тех, кто в них работает. В 2002 году, на заседании Международного Совета Международного союза деятелей театра кукол, президент этого союза Маргарета Никулеску предложила праздновать День Кукольника 21 марта. Первое торжество состоялось в условленный день в 2003 году. Сама же идея отмечать День Кукольника во всем мире возникла в 2000 году у иранского деятеля кукольного театра Дживада Зофагарихо. За что ему безусловно благодарны кукольники всего мира. Ведь театр кукол, обладает своей особой, неповторимой спецификой воздействия на души зрителей. Он – представляет собой настоящую вселенную – стихийности, образности, фантазии…

Вот и наш Белгородский Государственный театр кукол, решил к этому дню сделать подарок всем своим зрителям и просто людям любящим театр - выпустить книгу. Презентация которой приурочена как раз к этому знаменательному событию.

Белгородским государственным театром кукол взращено не одно поколение зрителей. Начав свою деятельность в 1962 году с маленькой студии при Драматическом театре, уже в 1966 театр определился как самостоятельная единица и получил собственное здание. В котором невозможно было показывать спектакли! Катастрофически не хватало места. Труппа работала на выездах! Воистину бедственное положение исправил журнал «Фитиль» который своим репортажем, буквально спас театр, заставив местные власти предпринять экстренные меры в решении данной проблемы. И уже 4-го января 1976 года, театр дает первое представление в родных стенах. С тех пор, здание перестраивалось, менялась не только внешняя, но и внутренняя жизнь театра. Состав труппы, актеры, режиссеры – обогатившие своим творчеством историю белгородского театра кукол. Но есть люди, которых по праву можно отнести к патриотам родной сцены. Может быть, это прозвучит чрезмерно пафосно, но даже таким высоким штилем сложно выразить уважение и благодарность артистам, которые, невзирая на все сложности и тяготы действительно нелегкой судьбы, выпавшей на долю белгородского театра кукол сумели сохранить в себе такие редкие, в современном мире искусства, качества как: любовь к своей профессии, преданность делу, которому служишь, и, мне даже стыдно писать эту фразу, настолько опошлено сейчас ее значение, благородство и чистоту помыслов. И ведь не только сохранить, но и передать эту добрую традицию рыцарского отношения к профессии. Почему – то, мы привыкли считать подобные утверждения общими фразами, пустыми словами, совершенно забывая о том, что у подобных выражений, всегда есть своего рода подоплека, платформа, на которой они базируются. И боимся мы этих слов, лишь оттого, что нам не по себе становится при мысли о том, что люди, обладающие подобными качествами, действительно существуют. Эти люди и по сей день служат в театре. Уже в качестве заслуженных мастеров, неоднократных Лауреатов премии М. С. Щепкина. Хочется немного подробнее рассказать о тех, кто стоял у истоков становления кукольного творчества на земле белгородской. Сейчас актерский коллектив театра насчитывает двадцать человек. Среди которых есть и молодые артисты, и, конечно же те, кого с полным правом можно назвать старожилами – о них и пойдет речь. Татьяна Александровна Семейкина работает в театре с 1968 года. Сорок лет служения в театре кукол вместили в себя не только спектакли и роли, репетиции и гастроли. Семейное счастье семьи Семейкиных состоялось тоже благодаря театру. Здесь молодой, серьезный, надежный водитель театрального автобуса полюбил певучую Татьяну, здесь сыграли их веселую свадьбу, здесь незаметно выросли их сын и дочь. Коллеги говорят об актрисе с любовью: «О нашей Татьяне можно говорить и говорить, ведь, придя в театр кукол семнадцатилетней девчонкой, она посвятила ему всю свою жизнь. Стаж ее работы практически равен возрасту Белгородского театра кукол, стажу всей жизни театра, его истории. Да, ее любовь к театру и к куклам можно назвать «семейкино счастье». Здесь, в белгородском театре, она сыграла свои звездные роли, здесь первой среди белгородских кукольников, стала заслуженной артисткой России. Старание, усердие в работе, любовь к кукле и вместе с тем неожиданное, интуитивное, что рождается на репетиции, соединяются в творчестве актрисы так органично, что кукла в ее руках не просто ходит и артикулирует, но полноценно живет. Вот и найдена точная характеристика: талант Семейкиной в ее заразительности. Это очевидно, даже когда актриса выступает в ролях так называемых отрицательных персонажей, всяких - разных Мачех и Злыдней. Сыграть несимпатичного героя так, чтобы маленький зритель не испугался, но почувствовал, что такое хорошо и что такое плохо, – для этого большое мастерство требуется. А импровизационный дар помогает актрисе в самых нестандартных ситуациях. Вот, скажем на фестивале театров кукол «Белгородская забава», Татьяна Семейкина и ее коллега из Брянска Владимир Шорохов решили устроить фестивальной публике сюрприз в виде актерского мастер-класса. Так получилось, что и в Белгородском, и в Брянском театре режиссер Яков Мер поставил спектакль «По щучьему велению», и кому-то пришла в голову озорная идея: а почему бы не разыграть на фестивальном показе «Щуку» белгородско - брянским дуэтом? И разыграли! Искрометно, живо, остроумно! И никто из зрителей не догадался, что артисты вышли на спектакль фактически без репетиций, и что познакомились они за день-два до представления. Вот что значит талант импровизации на сцене, которым наделен далеко не каждый. Любовь, щедро даримая актрисой окружающим, возвращается к ней любовью родных, близких, коллег и зрителей. Пусть так будет всегда! Новых творческих достижений вам, Татьяна Александровна!

И конечно же нельзя не упомянуть замечательную актрису работающую в театре с 1972 года – Ольгу Николаевну Авилову. Она оказалась ценным приобретением для театра. Можно сказать, прижилась здесь, живет и работает и поныне, став одной из ключевых фигур на белгородской сцене. Ольга Авилова, артист-кукловод, ведущий мастер сцены. Свой творческий путь начала в Белгородском театре кукол с августа 1972 г. ...Она влюбилась в кукольный театр с первого увиденного спектакля – постановки Харьковского театра кукол «Дымка», после которого собрала соседских ребятишек и разыграла собственное представление с простыми самодельными игрушками, наделяя их разнообразными характерами и голосами. Став актрисой Белгородского государственного театра кукол, Ольга придерживается одного, вроде бы простого, принципа: главное, чтобы было весело и интересно – и тебе, и зрителям, чтобы достучаться до зрительских сердец. Умеет актриса не только с куклой управляться. Одна из ее ролей – нянюшка Арина в спектакле «Аленький цветочек» – так пленила сердца юных зрителей, что они принесли в подарок актрисе плюшевую игрушку – мало ли почему ей куклы не досталось… Зато в спектакле «Приключения рыцаря Лионеля» Ольге приходилось поочередно брать пять кукол, исполняя пять совершенно разных ролей, что раскрывает особый импровизационный дар актрисы, превращающей второстепенных по сути персонажей в ярких, запоминающихся героев. Вспоминая сыгранное и пережитое, Ольга Авилова признается, что она счастлива: «Не просто хожу на работу, а живу работой. Работа для меня больше, чем дом, у меня даже дети здесь выросли. Трое». Для большинства ее героев и для самой актрисы формула счастья одна – добиться исполнения своей мечты. Ольге Николаевне суждено было сыграть множество разнообразных ролей, но она целиком оправдывает свое актерское амплуа или, точнее, актерское призвание – романтическая героиня. Оттого так много поздравляющих было в юбилейный день в большом зале театра кукол, и потому юбиляру желали не только долгих, но непременно творческих лет и немало новых ролей, веселых и интересных. А то, что так и будет, доказал главный подарок юбиляру – премьера спектакля «Огниво», поставленного как бенефис Ольги Авиловой.

В расцвете сил пребывает и Татьяна Литвинова. Заслуженная артистка РФ, дважды лауреат областной премии им. М.С. Щепкина. Без малого тридцать три года отдано ею театру кукол. О Татьяне Литвиновой много писали белгородские газеты. Оказывается, актриса сыграла в театре более ста разноплановых ролей. Это и лирико-драматические роли – Мама-утка, Цу, Буренушка из «Крошечки - Хаврошечки», это и изящная, грациозная Коза из «Кошкиного дома», и колоритная свояченица в «Майской ночи». Надолго запомнился зрителям искрометный дуэт Татьяны Литвиновой и Вячеслава Семейченко в смешном и грустном, озорном и философски - мудром спектакле 1993 года в постановке Ирины Лебедевой «Кум да кума». Актриса признается, что ей дороги все ее героини. И лирические, и характерные. В каждой из них есть частичка ее, ее души… В «старой сказке на новый лад «теремок», владение тремя инструментами – скрипкой, фортепьяно и гитарой – и композиторский дар помогли актрисе воплотить один из самых неожиданных замыслов: сыграть спектакль в жанре «домашний театр». – Мой муж работал в нашем же театре много лет. (рассказывает актриса). - И фундаментом нашей семьи является творчество, которое без любви, увы, не существует… Вот это здорово: фундаментом семьи является творчество, которое без любви, увы, не существует. Татьяна Викторовна дай вам Бог здоровья и сил для семьи и для творчества. Вот такая она, Татьяна Литвинова, наивная, искренняя, ранимая и бесконечно талантливая актриса Белгородского театра кукол.

А тридцать пять лет тому назад пришла в белгородский театр кукол актриса Светлана Левицкая и верна ему до сих пор. Она имеет много различных наград. в 2010 г. на IV всероссийском фестивале «Серебряный осетр» в г. Вологде была отмечена Дипломом в номинации «Лучшая женская роль эпизодического плана в сатирической комедии «Петрушка на войне». Светлану взяли в Белгородский театр кукол совсем юной, только-только со школьной скамьи. Магия кукольного искусства буквально околдовала ее, и она решила стать настоящей профессиональной актрисой, ушла, поступив в Харьковский институт искусств, а после его окончания снова вернулась в Белгородский театр кукол. И, естественно, вопроса «кем быть?» для нее просто не стояло. Только артисткой! А потому, сразу же после школы поехала поступать в театральный вуз в Москву. В ГИтИсе, где набирал курс Михаил Козаков, конкурс зашкаливал за двести человек на место. Тем не менее, Светлана прошла все три тура и даже заслужила похвалу от самого звездного мэтра, который посоветовал ей не отчаиваться и обязательно приезжать на следующий год. А пока, по возможности набраться сценического опыта и желательно в профессиональном театре. Приехала домой, и тут на глаза попалось объявление, что в Белгородский театр кукол требуется актриса. Вместе с ней на прослушивание пришли выпускницы музыкального училища, и педагогического института. А взяли ее, самую юную, только-только со школьной скамьи. И сразу предложили одну из главных ролей в спектакле «Подари мне дружбу». Не заставили себя ждать и другие роли. Но она продолжала грезить о драматической сцене, классическом театральном репертуаре и твердо решила для себя: «Проработаю год и уйду – буду снова поступать в институт».И действительно ушла, поступив в Харьковский институт искусств. И после его окончания получила сразу несколько приглашений в драматические театры Нижнего Тагила, Белгорода и в Харьковский ТЮЗ. Однако случилось все с точностью наоборот. Светлана Левицкая выбрала… Белгородский театр кукол. И стала первой в истории Белгородского театра кукол актрисой с высшим театральным образованием. Но дело, конечно же, не только в дипломе, но в таланте и преданности профессии. В том, что именно театр кукол стал ее судьбой, призванием, смыслом жизни.

О том, как становятся актрисами и как обретают свою судьбу, расскажет Заслуженная артистка России Дангуоле Мечиславовна Карпова О том, что в детстве она часто играла с русскими ребятишками. О том, как в школе радовалась урокам русского языка, взахлеб читала русских классиков. Часто смотрела спектакли в Вильнюсском русском драматическом театре. Восхищалась ими не громко – не вслух, но, возвращаясь домой, не замечала ни людей, ни машин на дороге. Словом, полюбила театр так же сильно, как и русский язык. Даже в актерскую студию к известному на всю Европу литовскому режиссеру Мильтинису поступила. Предлагали стать актрисой в его театре. Но она сомневалась – в литовском театре не ставили спектаклей на русском языке. Выбор предстоял трудный. Случайностей в жизни не бывает. И вот Дангуоле вместе с русской подругой поехала в Саратов, хотелось поддержать ее на вступительных экзаменах в театральное училище. Та поступала на кукольное отделение. Подруга беспокоилась – боялась: не поступит. Тогда Дангуоле предложила: «Давай и я заявление напишу, для шутки?» Шутки шутками, а на вступительных экзаменах она, семнадцатилетняя, читает вовсе не детский монолог из пьесы Теннесси Уильямса. А комиссия потребовала прочитать детское стихотворение. Пришлось вспоминать на ходу. Дангуоле очень удивилась, когда увидела свою фамилию в списке поступивших. Подруги, кстати, там не оказалось, и она до сих пор на Дангуоле обижается. Родители были против учебы в России, да и против актерского будущего дочки. Однако со временем смирились и с тем, и с другим. Тем более что Дангуоле оказалась очень способной и старательной студенткой. В училище самым сложным для нее было не мастерство актера, а избавление от акцента. Да и преподаватель сценической речи сомневалась в успехе в работе. Более, чуть ли не вслух задавалась вопросом: «Зачем это нерусских в отечественные театральные училища принимают?» Потом сценическую речь доверили другому преподавателю. Учиться стало легче и интереснее. К выпуску от акцента не осталось и следа. Приближались выпускной и распределение. Ей предложили три города: Саратов, Брянск и Белгород. Дангуоле положилась на случай. Написала названия городов на трех листках бумаги. Закрыла глаза, ткнула пальцем в один, открыла глаза и прочитала: Белгород. Решила было: «Отработаю три года, чтобы практику получить, потом уеду». Случай становится судьбой. С февраля 1982 года она уже белгородка. В коллективе театра ее приняли. Первой ролью стала Белочка в спектакле-долгожителе «Бука». О том, чтобы уехать из Белгорода уже и не помышляла. тем более что встретила свою половинку: вышла замуж, стала Карповой, родила дочь Полину. И осталась насовсем.

Почти сорок лет назад участнице танцевального кружка Дома культуры из маленького сибирского городка Свирска и ее брату Алеше нравилось записывать на магнитофон и, смеясь, прослушивать чтение пьес древнегреческих авторов. Любили и цирк: смотреть цирковые представления ездили в Иркутск. Училась хорошо, особенно любила физику, мама даже выписывала брошюрки «Новое в физике». Но победила любовь к театру. Все случилось как-то спонтанно. Она стала студенткой Иркутского театрального училища, которое и окончила с красным дипломом. Ирина Веретнова начала свою карьеру в Белгородском театре кукол 1 апреля 1982 года. Она выглядит моложе своих лет, и не верится, что она уже бабушка, что первого апреля 2007 года отпраздновала двадцати пятилетие работы в Белгородском театре кукол, что у нее на счету участие в пятидесяти спектаклях, где порой приходилось играть по несколько ролей. В чем секрет ее молодости? По ее словам, секрет прост: в том, что работает с детьми. И у своих малышей – двоих детей и внука нередко «подслушивала» те интонации, которые будут понятны ее зрителям – детям. Актриса обладает самостоятельным видением традиционных образов. Так, например, Поганец в спектакле «Приключения в тысячелетнем бору» у елки превращался в ее интерпретации в Повелительницу поганок. Принимая участие в параде Дедов Морозов и снегурочек, Ирина Веретнова трижды была названа лучшей снегурочкой. Этакая лукавая, готовая к подковыкам девчушка. Браво, заслуженная Снегурочка Белгородчины! Ирине очень хочется быть востребованной и в дальнейшем. Такова мечта актрисы, которая не мыслит жизни вне сцены. Когда видит глаза ребятишек, которые верят, что куклы живые, ей хочется отдать детям всю свою душу, ведь благодаря им она молода и счастлива.

А в 1985 году, отслужив в армии и проведя сезон в Херсонском театре кукол, в труппу приходит яркий молодой актер, пышущий энергией, фонтанирующий идеями Вячеслав Леонидович Семейченко, который очень скоро становится ведущим актером театра. И не только этим знаменателен его приход в театр. Прекрасный организатор, тонко чувствующий природу театра, Семейченко организует в 90-е годы в подвале театра актерский клуб «славное местечко». Это большое дело! Клуб в каком-то смысле становится обязательным местом для актерских посещений. Здесь можно и невысказанным поделиться, и других выслушать, и себя показать, и помолчать, грустно глядя на общее веселье, и просто «оттянуться», говоря нынешним сленгом. Это не просто актерская тусовка для разрядки от рутины. Здесь актеры не только сбрасывали усталость, сколько хохм порассказано, сколько анекдотов родилось и пошло по свету. Внимание: сколько замыслов вынашивалось и обсуждалось здесь, сколько гостей провели здесь неофициальные мастер-классы. Вячеслав ностальгически улыбается: «А сколько выпито! Я шучу, конечно. А может, и не шучу…». Вячеслав Семейченко, если посмотреть на его творчество и организационно-творческую деятельность, представляется мне неким объединяющим началом в Белгородском театре кукол. И актер школы переживания – прекрасный, и бузотер - представляльщик на сцене – отменный, и помощник режиссера – умелый, и в режиссуре себя пробует – небезуспешно, и пишет для театра – со знанием дела. Без Семейченко жизнь белгородских кукольников была бы скучнее, монотоннее, что ли. Потенциально это очень перспективный актер, верится, что лучшие роли Вячеслава Семейченко впереди. Вячеслав Леонидович - Заслуженный артист РФ, трижды лауреат премии имени М.С. Щепкина за лучшие актерские работы, а также лауреат областной премии «Молодость Белгородчины» в области искусства, литературы и журналистики. – все это характеризует Вячеслава Леонидовича как художника широкого творческого диапазона. В белгородском театре он сыграл множество ролей самого разнообразного плана. Но все его сценические образы, как бы ни отличались между собой, отмечены мудрой и доброй, а иногда и ироничной улыбкой. Искусный кукловод и бесконечно обаятельный, светлый очаровывающий человек.

Повествуя о театре, нельзя забывать о людях, без которых не состоялся бы не один спектакль. По крайней мере в том качестве изложения, к которому приучен белгородский зритель. Как только не называют людей этой профессии – механизатор кукол, бутафор, изготовитель кукол, конструктор кукол. И ни одно из этих определений не выражает сущности профессии. Это, скорее, иллюзионисты, волшебники. О них сейчас и расскажем. Николай Щебеньков – не только производящий неизгладимое впечатление актер, но и замечательный художник-постановщик. А в кукольном концерте для взрослых «Ах, эти куклы, куклы...» он и режиссер, и художник, и актер. На этом фоне очень своевременным стало появление на белгородской кукольной сцене Николая Щебенькова, инициированное Натальей Репиной, привезшей чету Щебеньковых из Нерюнгри. Изящную пародию на современную масскультуру - «Ах, эти куклы, куклы, куклы…», вроде бы придумали сами актеры. Постановку осуществил, в высоком смысле – спровоцировал, и оформил как художник Николай Щебеньков. Ему подставлял плечо Вячеслав Семейченко. В общем, это актерская работа, взбудораженная талантом Щебенькова. Получился, как говорят в театре, кассовый спектакль, хотя он и вызвал неоднозначные оценки критиков, зрители приняли его на ура! А это единственно значимая рецензия. Ведь спектакль создается не для критиков, а для зрителей. Только они и являются настоящими и заметьте, абсолютно неподкупными арбитрами. Чье мнение и является для служителей театра – ключевым.

...А теперь снова заглянем за кулисы. Вот уже несколько лет осваивает механику кукол Александр Хижняков. Трудолюбие и любознательность, поиски оригинальных и функциональных кукольных управлений, помогли освоить ему это сложнейшее мастерство и вырасти до заведующего художественно-производственным цехом. Недавно Хижняков закончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства по специальности «художник театра кукол». В 2004 году он уже художник-постановщик спектакля «Крошечка - Хаврошечка», а в 2012-м увлекательно рассказывает о том, что хочет поставить спектакль, где все куклы будут изготовлены… из фанеры. Александр Хижняков с азартом говорит о богатых ее возможностях – и гнется, и пилится, и красится, а опилки!.. Какой-нибудь кубистический Брехт!..

В сентябре 1987 года в художественно-постановочный цех после окончания Железногорского художественного училища приходит Татьяна Григорьевна Ещенко. Долгое время работала художником-декоратором, сегодня она дипломированный специалист Татьяна Ещенко не только рисует декорации, но и мастерит героев сказок, безликие тряпичные болванки) в ее руках становятся веселыми, озорными, смешными или грустными – словом, оживают. В нашем театре о Татьяне говорят – добрая, улыбчивая, заботливая, всегда старается порадовать коллег чем-то необычным. 

И конечно, совершенно невозможно представить себе театр без талантливых, опытных руководителей творческим процессом и не только. Главный режиссер Сергей Балыков (выпускник ЛГИтМиКа, работавший в театрах Нижнего Новгорода, Ижевска, Екатеринбурга, Кстова), дебютировал в Белгороде спектаклем по пьесе Александра Веселова «солнышко и снежные человечки». Получился нежный, трепетный спектакль. В его замысле лежит творческая установка режиссера, наверняка напоминавшего актерам, что куклы в театре на особом положении: с ними здороваются, разговаривают, плачут и испытывают боль, если кукла вдруг упала. Это оттого, что у кукол есть своя энергетика, и она сохраняется даже тогда, когда человек оставляет куклу. И непонятно, кукловод управляет куклой или куклами. В апреле 2012 года Балыков ставит спектакль для взрослых зрителей – «Я тогда гостила на Земле...» по страницам жизни и творчества Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Маргариты Зиминой, учительницы литературы и поэтессы из маленького удмуртского городка Камбарка. Режиссер вовсе не случайно объединяет эти имена. Судьба у поэтесс одна на всех: трагическое столкновение женщины-поэта с ХХ веком. Она наполнена болью, невосполнимыми потерями, непониманием и отчуждением, но вместе с тем пронизана радостью творческих откровений и верностью поэтическому призванию. И с постановкой «Я тогда гостила на Земле...» Белгородский театр кукол принимает участие в IX Международном фестивале театров кукол «Муравейник», который состоялся в Иваново в 2012 году, с 20 по 24 апреля. Представители пятнадцати профессиональных коллективов, из разных городов России, вынесли на суд зрителей свои лучшие работы. Белгородцы очень волновались, как примут зрители и коллеги их своеобразное сценическое прочтение драматических судеб трех поэтесс, одна из которых, к тому же, впервые вводится в историю. Но вот погас свет в зале. Наступила тишина. Тишина в предчувствии чуда, которое может свершиться на глазах у зрителей. Затаив дыхание, смотрели зрители спектакль Сергея Балыкова, а по окончании его – и это не преувеличение – в едином порыве зрительный зал встал, и раздались бурные аплодисменты в адрес артистов и режиссера. Говоря об очевидном расцвете театра в творчестве последних сезонов, можно утверждаю, что завтра начинается сегодня. Концептуальна в своих творческих планах художественный руководитель Наталья Репина. Разработанный ею проект развития Белгородского государственного театра кукол на период 2010-15 годов одобрен областным управлением культуры и в настоящее время успешно реализуется. Многообещающе разворачивается в белгородском театре творчество главного режиссера Сергея Балыкова. В полноте сил пребывают ведущие актеры, задающие труппе высокую профессиональную планку. Ярко дебютируют начинающие артисты, которые, похоже, пришли сюда не на один сезон. Думается, что Белгородцы могут гордиться, тем, что у них есть такой замечательный театр.

3178 просмотров

Поделиться статьёй:

Облако тегов

Телефоны

Касса
26-72-93

Администраторы
26-16-83, 
26-58-02

Отдел маркетинга
26-43-45,
31-80-71

Вахта
26-26-63

Мы в соцсетях

Театры - детям

Статистика


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!