AAA
Обычный Черный
Обычная версия


Для оценки условий оказания услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке



Уважаемые зрители театра, приобретайте билеты заранее!

Пожалуйста, не забы­вайте о рекомендуемой категории зрителя!

Ознакомиться с порядком предоставления льгот при покупке билетов отдельным категориям граждан можно тут.




Каждое место в зри­тельном зале рассчита­но на 1 зрителя, взрос­лого или детского возраста.

Кресла-трансформеры позволяют сидеть ре­бёнку выше и смотреть спектакль на уровне глаз взрослого зрителя.

Касса
26-72-93

Администраторы
26-16-83, 
26-58-02

Отдел маркетинга
26-43-45,
31-80-71

Вахта
26-26-63

Яндекс.Метрика

История международного фестиваля театров кукол
«Белгородская забава».

Дружба – величайшая ценность, доступная человеку. Эта аксиома, не требующая никаких доказательств. Из чего возникает искренняя привязанность? На чём основывается долголетний интерес друг к другу? Что даёт человеку искренняя дружба? Чем стоит поступиться ради её сохранения? Есть ли что-то     важнее? Так много вопросов… И ответить на них нам было бы, ох как не просто, если бы не было у нас нашего любимого фестиваля «Белгородская Забава».

Идея появления фестиваля театров кукол славянских стран была направлена на сохранение и укрепление связей между народами России, Украины и Беларуси – вопреки разъединяющим их политическим процессам тех лет. Международный фестиваль театров кукол «Белгородская Забава» зарождался в 1995 году при поддержке глав администраций области и города, руководителей областного управления культуры. Это событие было приурочено к 30-му юбилейному сезону Белгородского театра кукол. 

У истоков фестиваля стояли директор театра Александр Кобелев, главный режиссёр Ирина Лебедева, заведующий литературно-драматургической частью Юрий Литвинов.

Прежде всего, фестиваль задумывался, как праздник, дарующий зрителям радость встречи с волшебным миром искусства, а самим кукольникам – возможность творческого общения.

Эмблемой «Белгородской Забавы» стала летящая птица-рука, как образ, объединяющий в себе парящую птицу и руку кукловода. Автор – заслуженный художник России – Иосиф Бобенчик.

В 90-х годах прошлого столетия появлялось множество фестивалей, но не всем из них удалось сохраниться. Отрадно, что история фестиваля «Белгородская Забава» насчитывает уже 20 лет.

I Международный фестиваль театров кукол «Белгородская Забава».

30 сентября 1995 года состоялось торжественное открытие I-го фестиваля «Белгородская Забава».

Помимо Белгородского государственного театра кукол в фестивале приняли участие три профессиональных коллектива: Воронежский театр кукол, со спектаклем «Легенда о добром сердце», Брянский театр кукол со спектаклем «Тук – тук, кто там?» и Курский театр кукол со спектаклем «Прыгающая принцесса». В качестве гостей, участники студии Ярославского театрального института показали спектакль «Голый король».

Белгородцы выступили на фестивале с тремя спектаклями – «Как Иван-дурак царевичем стал» С. Седова, «Ваня Датский» Б. Шергина и «Журавлиные перья» Д. Киноситы. Все спектакли поставлены главным режиссёром Ириной Лебедевой, они и определяли лицо Белгородского театра кукол того времени.

Творчество Белгородского театра кукол с его большим нераскрытым потенциалом стало открытием для театральной России. Специалистов по истории театра кукол удивило, что Белгород, никогда не считавшийся театральным городом, вдруг решился провести и провел такой прекрасный фестиваль.

С годами география проекта расширялась, росло количество участников. Фестиваль оказался востребованным. Периодичность проведения фестиваля – раз в два года. На протяжении последующих лет проходило его становление, постепенно он обретал своё лицо. В период с 1995 по 2005 годы состоялось пять фестивалей.

II Международный фестиваль театров кукол «Белгородская Забава», состоявшийся в 1997-ом году, уже совсем не походил на своего предшественника.

Весть о добром начинании белгородцев разлетелась по городам и весям, преодолев государственные границы и развеяв все сомнения и вопросы. Фестиваль оказался востребованным, число его участников выросло втрое и, что самое важное, «Белгородская Забава» обрела своё лицо, собрав у себя в гостях спектакли, основанные на национально – этнографическом материале.

В программе II Международного фестиваля «Белгородская Забава» встретились инсценировки русских и белорусских сказок, украинский Гоголь с украинским же «Декамероном», современная интерпретация древнеславянского фольклора с драматургической версией японских сказаний. И хоть идея единства славянского народа была главенствующей, всё же это не стало преградой для радушного приёма представителей других этносов и культур.

Белгородский театр кукол открыл фестиваль спектаклем «Кум да кума, да сказок сума». На этот раз, в «Белгородской Забаве» приняли участие кукольники из городов: Брянска, со спектаклем «Гуси – лебеди», Орла – со спектаклем «Ещё раз о красной шапочке», Гомеля (Белоруссия) – со спектаклем «Пусть всегда поёт жаворонок», Тулы – со спектаклем «Сказки у самовара», Полтавы (Украина) – со спектаклем «Ночь на Ивана Купала», Могилёва (Белоруссия) – со спектаклем «Пилипка и ведьма», Краснодара – со спектаклями «Морозко» и «Кукла, актёр и фантазия», Курска – со спектаклем «Трям, здравствуйте», Харькова (Украина) — со спектаклями «Аистёнок и пугало» и «Декамерон», Витебска (Белоруссии) – со спектаклем «Волшебное оружие Киндзо» и Воронежа – со спектаклем «Жаворонки, прилетите к нам».

Случайно или нет, но этот театральный форум стал настоящей праздничной феерией, карнавалом, вобравшим в себя и традиционное кукольное представление, и народные песни, танцы, и даже фрагменты этнографических обрядов.

В рамках фестиваля проходила всероссийская творческая лаборатория с участием драматурга Михаила Бартенева, детского писателя Андрея Усачёва. Поэта и композитора Александра Пинегина.

На III Международном фестивале театров кукол «Белгородская Забава», проходившем в 1999 году, не всё складывалось так радужно, как хотелось бы. Реалии жизни вносили свои коррективы и, из-за финансово – таможенных проблем не доехали в тот год до фестиваля театры Белоруссии, по объективной причине не смогли принять участие в фестивале воронежцы.

Но, всё же, третий фестиваль сделал ещё один шаг вперёд в том, что организаторы учли пожелания зрителей, и почти каждый спектакль был показан дважды. И не только на сцене театра. Некоторые постановки прошли во Дворце культуры железнодорожников, в «Энергомаше», клубе колледжа культуры и искусств…

Так что, сотни театралов — белгородцев стали свидетелями «Олимпийских игр театров кукол славянских государств в нашем городе». Именно так назвал прошедший фестиваль мэр Белгорода Георгий Георгиевич Голиков, напомнив всем первоначальный девиз олимпийцев: «Главное не победа, а участие». Тем более, что «Белгородская Забава» и задумывалась, прежде всего, как праздник, дарующий зрителям радость встречи с волшебным миром искусства, а самим кукольникам – возможность творческого общения.

Как бы и кто ни пытался разъединить нас границами, рассорить по национальному признаку, мы были и хотим быть братьями не только по крови, но и по духу, объединёнными общими корнями и современными общечеловеческими интересами.

В III Международном фестивале театров кукол «Белгородская Забава» принимали участие театры из: Тулы, со спектаклем «Бременские музыканты», Краснодара, со спектаклем «Андрей-стрелок и Марья-голубка», Брянска, со спектаклем «Снежная королева», Смоленска, со спектаклями «Лиса – обманщица» и «Золушка», Полтавы, со спектаклем «Энеида», Орла, со спектаклем «День рождения Пифа», Харькова, со спектаклем «В гостях у дядюшки Корнея» и Курска, со спектаклем «Кошкин дом». Сами белгородцы показали своим гостям два спектакля: «Соловей и император», который был показан на открытии фестиваля и «Сказки нянюшки Арины».

IV Международный фестиваль театров кукол «Белгородская Забава» хоть и состоялся с запозданием на один год, но зато показал, что он становится всё более и более популярен среди коллег.

Пятнадцать театров (рекордное для «Забавы» количество) приняли участие в фестивале 2002 года. Стал очевидным тот факт, что узы дружбы, предложенные белгородскими кукольниками, крепнут и разрастаются, что такие встречи просто необходимы и служат на благо развития искусства театра кукол в целом.

Настоящей творческой лабораторией обернулся этот фестиваль для всех участников. Каждый спектакль не просто был просмотрен, но и подвергнут профессиональному анализу со стороны жюри, которое состояло из театральных критиков Москвы и Харькова.

С надеждой на новые встречи расставались кукольники Белгорода, показавшие на этом фестивале спектакли: «До свидания овраг» и «Золушка», Московской области, показавшие спектакль «Мымрёнок», Орла — «Волшебная калоша», Брянска — «Карлик Футы и заколдованная фея», Бреста — «Гуси – лебеди», Тулы — «Нет повести печальнее на свете», Курска — «Терем», Набережных челнов — «Клочки по заулочкам», Москвы — «Сказка о рыбаке и рыбке», Воронежа — «Дикий», Полтавы – «Дитя джунглей», Минска – «Кот в сапогах», Симферополя – «Стойкий оловянный солдатик», Тамбова – «Аистёнок и пугало» и Липецка – «Как Иван – дурак царевичем стал».

Каждый увозил с собой на родину частичку тепла этой бескорыстной дружбы и веру в то, что оно ещё будет: это ощущение чуда, высокого «обмана», непостижимой красоты и тайны, которое достигается виртуозным мастерством и возможно только в театре кукол.

Проведение V Международного фестиваля театров кукол «Белгородская Забава» было приурочено к сорокалетию Белгородского Государственного театра кукол и проходило в праздничной обстановке.

Свои поздравления привезли коллеги из Набережных Челнов, показавшие на фестивале спектакль «Ах, мой милый Августин», Рязани, показавшие спектакль «Заколдованная принцесса», Курска – «Дюймовочка», Воронежа – «Вини Пух и все, все, все…», Чебоксар — «Мираж», Тулы – «Алые паруса», Липецка – «Прыгающая принцесса», Могилёва – «Вий», Москвы – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Студенты Харьковского Университета искусств показали на нашей сцене свой замечательный концерт, а белгородцы, в свою очередь, показали два своих спектакля: «Все мыши любят сыр» и «Дюймовочка».

И хоть количество участников было несколько меньше, чем на четвёртой «Забаве», зато добавились новые национальности, которых раньше не было на нашем фестивале, а это значит, что у нас появились новые друзья и что основные цели объединения культур разных народов фестиваль выполнил.

Так закончился целый этап становления нашего фестиваля. Все последующие годы, начиная с 2005 по 2012 год, фестиваль не проводился. Это было связано с тем, что здание театра было поставлено на реконструкцию а, не имея своего дома, не имело смысла и звать гостей.

Долгое время коллектив театра работал на разных сценических площадках города и области. Все жили надеждой на то, что вот-вот театр будет реконструирован и все творческие начинания коллектива получат второе дыхание.

В 2012 году после смены руководства Белгородского театра кукол (в 2009 году художественным руководителем назначена Наталья Репина, заслуженный работник культуры Республики Саха – Якутия) и завершившейся реконструкции здания произошло долгожданное возрождение фестиваля «Белгородская Забава».

После семилетнего перерыва, было решено проводить его с периодичностью раз в три года. И теперь фестиваль стал полностью соответствовать своему статусу – международного. Расширились не только географические, но и национальные горизонты.

Среди 21 коллективов-участников VI Международного фестиваля театров кукол «Белгородская Забава» были представители из Украины, Беларуси, Литвы, Италии, Франции. А Россию представляли коллективы из Татарстана, Дагестана, Мордовии и других субъектов Российской Федерации.

Программа фестиваля формировалась по результатам отбора экспертным советом. В афишу фестиваля были включены двадцать два спектакля. Хозяева представили две работы – «Аистенок и Пугало» Г. Крчуловой и Л. Лопейской, и «Я тогда гостила на Земле…» по произведениям Серебряного века.

Новым символом-эмблемой возрождённого фестиваля стала «Забавка», традиционная кукла-закрутка. Это собирательный образ куклы обрядовой и куклы театральной. Эта эмблема являет собой символ русского гостеприимства, символ игры, символ театрального мира кукол. Эскиз разработал художник-постановщик Белгородского государственного театра кукол – Николай Щебеньков.

Все спектакли фестивальной программы были отмечены призами. Немало лауреатов оказалось в главных номинациях. Каждый спектакль нашёл своего зрителя и получил отклик у коллег.

Призом в номинации «За сохранение традиций» награждён спектакль Неаполитанского традиционного театра кукол «Пульчинелла ди маре» и актёр Гасперо Насуто.

Спектакль Саратовского театра кукол «Бременские музыканты» был отмечен в нескольких номинациях фестиваля: «За лучший актерский ансамбль», «За лучшую режиссуру», «За лучшую роль мужскую роль первого плана» «За лучшую мужскую роль второго плана».

Спектакль Брянского театра кукол «Цирк Шардам» отмечен в номинации «За лучшую женскую роль первого плана».

Спектакль «Гадкий утёнок» Дагестанского театра кукол удостоен награды в номинации «За лучшую женскую роль второго плана».

В двух номинациях лучшим был назван спектакль Паневежского кукольного театра на колёсах (Литва) «Соловей» — «За лучшее музыкальное оформление» и «За лучшую работу художника».

Спектакль Белгородского государственного театра кукол «Я тогда гостила на Земле…» получил награду в номинации «За верность гуманизма».

Гран-при фестиваля был присуждён спектаклю «Майская ночь» Харьковского государственного академического театра кукол имени В.А. Афанасьева.

Возрождённый фестиваль «Белгородская Забава» предоставил возможность участникам и зрителям увидеть, в каком направлении развивается современное искусство театра кукол.

Настоящей творческой лабораторией обернулся этот фестиваль для всех участников. Каждый спектакль не просто был просмотрен, но и подвергнут профессиональному анализу со стороны жюри, которое состояло из театральных критиков и ведущих мастеров мирового кукольного сообщества.

Главной наградой коллективу Белгородского театра кукол стали искренние слова благодарности и признательности от коллег — за ощущение братства кукольников разных стран, за возможность творческого общения, за высокий уровень организации театрального праздника.

На VII-ом фестивале «Белгородская забава», который прошёл осенью 2015 года, свои лучшие постановки презентовали 20 театральных коллективов Москвы, Костромы, Тамбова, Орла, Тулы, Брянска, Белгорода, Курска, Калининграда, Чебоксар, Казани, Симферополя, Кемерово, Нового Уренгоя, Донецка, из Беларуси, Турции, Болгарии. 

Фестиваль стал успешным продолжением предыдущего, превратился в праздник как для профессиональных сообществ кукольников, так и для белгородских театралов. VII фестиваль проходил в Год литературы, и в его афише – достойные представители классической и современной литературы. В каждом спектакле создатели сделали акценты на общие эстетические и художественные ценности, одинаково почитаемые во всех уголках нашей страны и за рубежом. Любопытно, что лучшими на «Забаве-2015» в основном признаны спектакли для взрослых. 


Бок о бок с профессионалами работало и детское жюри, возглавляемое воспитанником инклюзивной театральной студии Белгородского государственного театра кукол. 

В рамках фестиваля прошла выставка театральных художников. В экспозиции были представлены эскизы к спектаклям, выполненные Ольгой Сидоренко и Татьяной Ещенко, авторские куклы Александра Хижнякова и Андрея Ныша, костюмы и картины Татьяны Тимофеевой. Эти художники в разный период времени сотрудничали и продолжают работать с Белгородским театром кукол. 

Впервые в рамках фестиваля прошли мастер-классы и лекции для руководителей самодеятельных театральных коллективов региона, и вызвали большой интерес. Их провели ведущие театральные деятели России: Давид Бурман, Людмила Шевцова, Виктор Платонов, Валерий Шадский, Ольга Сенаторова, Елена Иванова. 

На церемонии закрытия фестиваля «Белгородская Забава» наградами профессионального жюри были удостоены десять спектаклей. Гран-при получил театр «HAND» (Болгария) за спектакль «Эскориал». 

Члены детского жюри назвали лучшие работы по трём номинациям: спектакль для взрослых, спектакль для самых маленьких и самый запоминающийся спектакль. Дипломы получили спектакли: «Оскар и Розовая Дама» Брянского театра кукол, «Сказка наоборот» Калининградского театра кукол и «Белка и пумпурум» Кемеровского театра кукол соответственно. 

Почётный гость фестиваля – Людмила Шевцова, вице-президент Межрегионального благотворительного фонда имени И. М. Смоктуновского «Золотой Пеликан» вручила директору фестиваля, художественному руководителю Белгородского государственного театра кукол – Наталье Репиной Медаль Межрегионального благотворительного фонда имени И. М. Смоктуновского «Золотой Пеликан». 

Все участники после показа своего спектакля получали дипломы и куклу-символ фестиваля. После церемонии закрытия каждый театр получил памятные подарки и хоругвию со своей эмблемой и запечатлёнными отзывами зрителей и коллег. 


Седьмой фестиваль продолжил традиции предыдущих, направленные на укрепление культурного имиджа области, на расширение и укрепление творческих контактов между кукольниками разных стран. По мнению членов жюри, театральных критиков и ведущих специалистов фестиваль «Забава-2015» подтвердил свой высокий профессиональный уровень.